Хошеутовский хурул. Речное
Путевые заметки

Хошеутовский хурул. Речное

История Хошеутовского хурула началась в 1812 году. Грозная опасность, нависшая над Россией, заставила императора Александра I начать усиление армии. Тогда и были сформированы три калмыцких кавалерийских полка, которые закончили войну с Наполеоном в Париже в 1814 году.

Хошеутовский хурул

Штурм Парижа привёл бы к ненужным жертвам, но французы отказывались сдаваться. И тогда генерал Милорадович схитрил. Перед тем, как вновь отправиться на переговоры, он долго совещался с командиром калмыцкого полка нойоном (князем) Сербеджабом Тюменем. И когда французы в очередной раз отклонили предложение о капитуляции, Милорадович махнул в сторону далёких холмов. «Там, — сказал он, — до ста тысяч калмыков. Вы слышали о них? Завтра они пойдут на штурм, и ужасы вандалов, разрушивших Рим, померкнут по сравнению с тем, что вы увидите в Париже!» В подзорную трубу мэр города разглядел, как в поднимаемых ревущими верблюдами тучах пыли мчится меж холмов нескончаемым потоком множество диких, голых по пояс, вымазанных в крови всадников. «Vae victis» (Горе побеждённым), — произнёс Милорадович будто бы задумавшись.

И… Париж сдался. А наутро первым на его улицы вошёл калмыцкий кавалерийский полк. Это были не «дикари, варвары и людоеды», как думали парижане, а красавцы в жёлто-голубых мундирах, поражающие своей дисциплинированностью и мастерством наездников.

Военная хитрость и 500 всадников, скачущих меж двух холмов по кругу, сохранили прекрасный город и тысячи жизней. А нойона Сербеджаба Тюменя пригласили в Санкт-Петербург для вручения наград. Величие Казанского собора, ставшего памятником воинской славы, потрясло калмыцкого князя. Полукруглая колоннада собора походила на родовой знак князя — натянутый лук. Нойон решил возвести подобный храм в своем улусе. В 1818 году строительство Хошеутовского хурула было завершено.

Но памятник боевого братства калмыцкого и русского народов был разрушен в советское время. Его восстановили только к 200-летию хурула, но уже без колоннады. Юбилей праздновали с невероятной самобытностью. На неделю приехавшие в село Речное монахи тибетского монастыря Таши-Лумбо создавали из цветного песка мандалу мудрости Манджушри, проводили множество обрядов, главный из которых — мистерия Цам, танец-пантомима, цель которого — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды.

Мистерия Цам

Похожие материалы

Башкортостан. Капова пещера

Сидя на холодных камнях, вдруг понимаешь, что 14 000 лет назад древний художник наверняка сделал то ...

Ярославль. «Память места» — Успенский собор

Дважды на месте сгоравшего храма возводили новый. В 1937 году уникальный памятник русского зодчества...

Кадомский вениз

Нигде кроме Кадома такая вышивка «белым по белому» больше не встречается.

Скопинская керамика. Гончары спасут мир

В середине XIX века скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того вр...

Улан-Удэ. Музей народов Забайкалья

Если решите пожить по-бурятски — вам к кострам, грохоту бубнов, причитаниям шаманов. А если нет — ог...

Нор-Луйс

Если в поисках интересного отдыха захочется отправиться в путешествие по окрестностям Дагомыса, то м...

Генуэзские крепости Крыма

Раз в год, в разгар курортного сезона территория Судакской крепости на время международного фестивал...

Сплав по Чусовой

Сплав по Чусовой в границах парка можно растянуть на две недели – от Староуткинска до Еквы по реке 1...

Этнографический комплекс «Ясна»

Мы идём по опушке леса, видим спешащих навстречу мужчин, женщин, детей в нарядах – будто из витрины ...