Одинокий тополь. Элиста
Путевые заметки

Одинокий тополь. Элиста

Это не правда, что степь ровная, как стол. Была бы она ровной, мы бы и ездили по ней как угодно. Степь вздыблена холмами, прорезана оврагами, так что лучше держаться дорог. Но на один и тот же холм может вести множество дорог, так что совершенно всё равно, по какой ехать. И от этого ещё сложнее: если цель не видна, то дорога может увести от неё в противоположную сторону.

В хорошую погоду Одинокий тополь замечаешь издалека. Огромное дерево на вершине холма, благодаря которому этот обычный холм превратился в самое известное в Калмыкии место силы. Разноцветные флажки, во множестве привязанные вокруг, трепещут на ветру, но одиночества тополя не разрушают. Их называют лунгта — «кони ветра».

Эта история началась 120 лет назад, когда Пурдаш-Бакши отправился на Тибет. Вернее, эта история началась в 1681 году (или что-то около того), когда в Тибете был основан монастырь Раши Лхунбо, который стал кочующим храмом, простой кибиткой, наполненной святынями: иконки, частицы мощей, свитки с молитвами, одеяния, грамоты тибетских лам. Храм кочевал от деревни к деревне, и стараниями хана Аюка докочевал до калмыцких степей. Его называли здесь «Богдо Далай-ламин ик хурул», ведь когда-то сам Далай-лама V благословил основание монастыря Раши Лхунбо.

В 1898 году кочующий храм надолго остановился у Чёрных родников, в том месте, где сейчас стоит посёлок Хар-Булук. Это название так и переводится с калмыцкого — «чёрный родник». Настоятелем храма в то время был Пурдаш-Бакши. Он решил добраться до Лхасы и попросить у Далай-ламы новые святыни для своего храма. Видимо, за 200 лет от старых мало что осталось.

Первое странствие Пурдаш-Бакши длилось два года. Он дошёл до Лхасы и был принят Далай-ламой, который передал с ним в Калмыкию новые реликвии. В 1902 году Пурдаш-Баши совершил ещё одно паломничество в Лхасу. Его путешествия привлекли к себе внимание востоковедов. Ведь Пурдаш-Бакши всю дорогу вёл дневники, где описывал подробности пути, трудности, с которыми сталкивался, особенности жизни местного населения. Он в деталях рассказал об аудиенции в резиденции Далай-ламы, о правилах монастыря, в котором остановился, о жизни в Лхасе. Сведений о Тибете, который в те годы был закрытой страной, в Европу поступало крайне мало, и уже через год после возвращения эти дневники были переведены на русский язык.

Похожие материалы

Башкортостан. Капова пещера

Сидя на холодных камнях, вдруг понимаешь, что 14 000 лет назад древний художник наверняка сделал то ...

Ярославль. «Память места» — Успенский собор

Дважды на месте сгоравшего храма возводили новый. В 1937 году уникальный памятник русского зодчества...

Кадомский вениз

Нигде кроме Кадома такая вышивка «белым по белому» больше не встречается.

Скопинская керамика. Гончары спасут мир

В середине XIX века скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того вр...

Улан-Удэ. Музей народов Забайкалья

Если решите пожить по-бурятски — вам к кострам, грохоту бубнов, причитаниям шаманов. А если нет — ог...

Нор-Луйс

Если в поисках интересного отдыха захочется отправиться в путешествие по окрестностям Дагомыса, то м...

Генуэзские крепости Крыма

Раз в год, в разгар курортного сезона территория Судакской крепости на время международного фестивал...

Сплав по Чусовой

Сплав по Чусовой в границах парка можно растянуть на две недели – от Староуткинска до Еквы по реке 1...

Этнографический комплекс «Ясна»

Мы идём по опушке леса, видим спешащих навстречу мужчин, женщин, детей в нарядах – будто из витрины ...