Азия на границе Европы. Элиста
Путевые заметки

Азия на границе Европы. Элиста

Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова

Адрес: 358005, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Джангара, 9
Телефоны: (84722) 4-32-81 — приёмная, 4-32-86 — касса
Сайт: national-museum.kalm.muzkult.ru

«Уникальная Калмыкия» музей

Адрес: г. Элиста, Дворец Шахмат
Телефон: +7 937 464-72-29

Музей ойрат-монгольской кочевой культуры

Адрес: 358014, г. Элиста, пр-т Остапа Бендера, 1
Телефон: +7 927 595-54-49

Оказавшись в Элисте впервые, туристы ощущают себя европейцами, приехавшими… Куда? В далекую Бурятию? В ещё более далёкую Монголию? На Тибет? Всего 300 км от Волгограда, 450 км от Ростова-на-Дону — вполне европейских городов с миллионным населением. А в Элисте проживает немногим более 100 тысяч жителей и практически каждый ощущает себя ойратом. Не потомком ойратов, а именно ойратом. Это понятие вызывает у европейца множество вопросов, главный из которых — а кто это?

Несколько столетий Россия пытается сгладить факт присутствия в своей истории 300-летнего монгольского ига, существования Великой Монгольской империи. Мы не хотим верить в то, что вся наша современная культура выросла на стыке европейской и азиатской. Вернее, европейские корни мы признаем охотно, а азиатских стараемся не замечать.

Сами ойраты называли свой народ «хальмаг» — «летящие над землёй». Эти воинственные монгольские племена удалось подчинить лишь Чингисхану. Неукротимые воины стали ощутимой силой в его войске, пришедшем на Русь в XIII веке. Многие из них породнились с чингизидами. Так что если рассуждать о великих предках калмыков, то они имеют полное основание считать себя потомками великого хана. В конце XVI века ойраты вновь двинулись на запад, преодолели огромные расстояния и достигли приволжских степей, где и остались. В 1608 году начался процесс вхождения Калмыцкого ханства в состав Российской Империи.

Не стоит надеяться, что история ойратов станет простой и понятной после посещения Национального музея Калмыкии. В этнографических залах идёт рассказ о скудном кочевом быте с одной стороны и о созданной на основе старомонгольского алфавита письменности и степном уложении, то есть о законодательстве — с другой. Как же это возможно? Что заставляло их кочевать? В зале Будды всё запутывается ещё больше. Нам пытаются объяснить азы буддизма, с которым ойраты знакомы со времени походов Чингисхана в Китай в конце XII века. Но мы не понимаем…

Не понимаем до того момента, пока в поле зрения не попадает    посетитель-калмык, кладущий конфетку к изображению Зелёной Тары. «ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА»… И всё моментально встаёт на свои места. Происходящее живо напоминает одну из историй Верхневолжья. В 1918 году мощи чудотворца Нила Столобенского поместили в витрину Осташковского краеведческого музея в качестве экспоната. Но верующие продолжали идти к святому со своими бедами. Когда смотритель понимал, что человек пришёл не в музей, а к мощам, он тактично выходил из зала.

Похоже, знакомство с Элистой не будет лёгким — разница менталитетов огромна. На многие вопросы ответов нет, как нет у нас конфет для Зелёной Тары. Но обратившись к собственному опыту, мы сразу находим выход из создавшейся ситуации и уходим из зала, отдав этому симпатичному божеству по монете.

Залитые солнцем улицы Элисты застроены обычными пяти-этажками. Однако внимательный взгляд тут же вычленяет непривычные элементы: многоуровневые кровли, загнутые вверх углы крыш, беседки-пагоды, плоские лица статуй. Всё это появилось лет 10—15 назад и за короткое время превратилось в достопримечательности города. Так посреди главной площади, естественно, носящей имя Ленина, в окружении административных зданий стоит Пагода Семи Дней. Семь ярусов её крыши символизируют бесконечное течение жизни. Внутри — покрытый золотыми письменами молельный барабан — кюрде. Спешащие по делам горожане выстраивают маршрут через площадь так, чтобы пагода оказалась на пути: зашёл, крутанул барабан и побежал дальше.

Основное направление калмыцкого туризма — этнографический. Но калмыцкая этнография резко отличается от той лубочной, что заполонила страну. Мы настолько привыкли к бабам в сарафанах, девушкам в кокошниках и харизматичным мужикам с гармонями, что уже не удивляемся, когда национальный колорит исчезает, стоит только убрать антураж. Местная этнография естественна. В городе есть ателье, шьющее национальную одежду, которую носят на торжествах. Здесь придорожным юртам-кафе удивляют-ся все, кроме туристов, ведь юрта нужна калмыку для жизни. Здесь лук — культовое оружие. Это понимаешь, оказавшись на турнире по национальной стрельбе, когда видишь лучников в костюмах, продуманных до мелочей. Когда вникаешь в правила состязаний, шепча незнакомые слова: «сур» (мишень), собранная из разноцветного войлока, по краям коричневые кусочки «махн» (мясо) и синие «ясн» (кости), в центре красная точка «ласти» (жилка). Тупой стрелой нужно выбить ласти, за это дают максимальное количество очков. Но выбить ласти с 30 метров трудно. В музее «Уникальная Калмыкия» есть настоящий калмыцкий лук, собранный из рога, бересты и сухожилий — красивое, сложное оружие.

Музей «Уникальная Калмыкия» находится на втором этаже огромного Дворца Шахмат. Этот дворец — самое невероятное в Элисте. В 1998 году ко Всемирной шахматной олимпиаде посреди калмыцкой степи был построен Сити-Чесс — Город Шахмат с огромным дворцом, в залах которого и проходил турнир. Но шахматисты давно разъехались, в коттеджи олимпийской деревни заселились состоятельные граждане, а огромный дворец был частично отдан на нужды туризма. Туда органично вписался Музей шахматной славы, в экспозиции которого есть уникальная коллекция шахмат из всевозможных, подчас неожиданных, материалов, личные вещи гроссмейстера Михаила Таля, награды, редкие фотографии.

И всё же Сити-Чесс мало похож на шахматную столицу мира, скорее, он является воплощением в жизнь фантазии Остапа Бендера о Нью-Васюках. И, показав по дороге проспект им. Бендера, памятник Бендеру, туристов привозят в Город Шахмат, осмотр которого начинают не с шахматной темы, а с музея кочевых культур. Где же ещё учить европейцев правильно входить в юрту, садиться на правильное место, ездить на верблюде, стрелять, танцевать? Где рассказывать о кочевой кулинарии, главная цель которой… правильно, приготовить еду, не сходя с лошади. Где объяснять, как приготовить кюр? И все сразу же хотят пробовать этот легендарный кюр. Но на то, чтобы разделать на части тушу овцы, поместить вместе с овощами в её же желудок и запечь в раскаленной яме, зарыв в пепел и засыпав землёй, а сверху разведя костёр, нужно потратить сутки. А время у европейцев считанное. И ноги гостя уже несут его… Но не в шикарный Дворец Шахмат, а туда, где трепещут на ветру разноцветные флажки, где с тихим шорохом вращается молельный барабан, к белой буддистской ступе у входа в Город Шахмат, который построен по всем правилам европейской архитектуры.

Похожие материалы

Башкортостан. Капова пещера

Сидя на холодных камнях, вдруг понимаешь, что 14 000 лет назад древний художник наверняка сделал то ...

Ярославль. «Память места» — Успенский собор

Дважды на месте сгоравшего храма возводили новый. В 1937 году уникальный памятник русского зодчества...

Кадомский вениз

Нигде кроме Кадома такая вышивка «белым по белому» больше не встречается.

Скопинская керамика. Гончары спасут мир

В середине XIX века скопинские гончары перестали делать обычные изделия и стали проявлять до того вр...

Улан-Удэ. Музей народов Забайкалья

Если решите пожить по-бурятски — вам к кострам, грохоту бубнов, причитаниям шаманов. А если нет — ог...

Нор-Луйс

Если в поисках интересного отдыха захочется отправиться в путешествие по окрестностям Дагомыса, то м...

Генуэзские крепости Крыма

Раз в год, в разгар курортного сезона территория Судакской крепости на время международного фестивал...

Сплав по Чусовой

Сплав по Чусовой в границах парка можно растянуть на две недели – от Староуткинска до Еквы по реке 1...

Этнографический комплекс «Ясна»

Мы идём по опушке леса, видим спешащих навстречу мужчин, женщин, детей в нарядах – будто из витрины ...