Создатель русского баяна Павел Чулков
Легендарные личности

Создатель русского баяна Павел Чулков

У Самары мало героев всероссийского масштаба. Героев не в плане подвигов, а тех поистине легендарных личностей, о судьбах которых велись бы споры на кухнях и в газетных статьях. Конечно, хочется заявить на всю страну, что Самара — родина баяна, открыть музей, поставить памятник. Но почему-то есть опасение, что в соответствии с нынешней модой появится в Самаре огромный баян, а не памятник Павлу Леонтьевичу Чулкову, которого всё чаще называют создателем первого русского баяна.

Павел Леонтьевич Чулков

Павел Чулков был родом из Тулы. Учился делать гармони в мастерской отца, Леонтия Чулкова — мастера-самородка, изготовившего первую хроматическую гармонику по чертежам другого тульского самородка — гармониста Белобородова. Однако сын отца превзошёл. Он был не только гармонным мастером, но и виртуозно играл на нескольких инструментах. Однажды на Тульской выставке один из великих князей попросил Леонтия Чулкова продемонстрировать звучание нового инструмента. Сам мастер играть не стал, а позвал сына, которому в тот момент было 12 лет.

Павел Чулков переехал в Самару в 1894 году молодым по нынешним меркам человеком — за двадцать. Был он уже опытным гармонным мастером и коммерсантом. Открыл магазин — Депо музыкальных и струнных инструментов, где продавал гармони различных конструкций, в том числе и собственного производства, рояли и пианино лучших из известных фабрик, граммофоны, фонографы и прочие музыкальные ящики… Музыкальных магазинов в Самаре было несколько, нужно было создавать уникальное торговое предложение. Поэтому в магазине Чулкова брали на ремонт музыкальные инструменты, продавали ноты и пластинки, обучали желающих играть на гармонике.

В своих мемуарах, опубликованных в журнале «Граммофон» в 1909 году, Павел Чулков напишет, что в его магазине продавали гармоники с одним условием: покупатель должен был освоить инструмент в течение трёх недель. Если играть не научился, то деньги возвращались, а гармонь забиралась обратно в магазин.

1909 год в жизни Павла Чулкова назовут «звёздным». Он начнёт организовывать в Самаре концерты знаменитостей, билеты на которые, естественно, продавались в его магазине. Это он привёз в Самару Фёдора Шаляпина, концерты которого произвели в городе фурор.

Но самое главное самарское достижение Павла Чулкова на долгие годы останется в музыкальном мире незамеченным. Здесь он создал гармонику для себя. На Кустарно-промышленной выставке в Туле в 1897 году гармоника получила серебряную медаль.

Но только через 100 лет музыковеды признают, что она и была первым отечественным баяном, который Павел Чулков сделал независимо от итальянца Паоло Сопрани, в том же 1897 году запатентовавшего изобретение кнопочного аккордеона. И раньше Петра Стерлигова, в 1907 году сконструировавшего для известного гармониста-виртуоза Якова Орланского концертный инструмент — баян в нашем понимании этого слова.

Похожие материалы

Дагестан. Имам Шамиль

Имам Шамиль обладал всеми качествами гениального полководца: военным талантом, выдержкой и настойчив...

Уральские были. Мамин-Сибиряк

Мамин-Сибиряк описывает минералогию, от которой захватывает дух. Рассказывает истории обретения знам...

Идущий за горизонт. Ермак Тимофеевич

«Российское могущество прирастать будет Сибирью»

Дело о Мултанских вотяках. Владимир Галактионович Короленко

Всем было понятно, что обвинение сфабриковано, но что делать? Корреспонденты местной газеты решили о...

Неистовый Виссарион. В. Г. Белинский

«Верю великой будущности России» — золото букв на мраморе постамента.

Ярославские комедианты. Фёдор Волков

В 21 год купеческий сын Фёдор Волков устроил в Ярославле публичный театр, вложив в дело свои капитал...

Три лика анархиста. Пётр Алексеевич Кропоткин

До сих пор не ясно, был ли князь сокрушителем устоев.

Живи как пишешь, и пиши как живёшь. К. Н. Батюшков

Константин Николаевич Батюшков первым стал на путь, по которому пошли за ним А. С. Грибоедов, К. Ф. ...

Былой России острова. Станкевич

Личность в истории развития новейшей русской литературы основополагающая, но забытая.